Психолого-педагогический практикум представлен в двух блоках. 1 блок. Теоретико-методический. Цель: выработка рекомендаций по проблемам детского развития, оптимизирующих детско-родительские отношения и стабилизирующих психоэмоциональное состояние дошкольников.
2 блок. Практико-ориентированный. 1. Методика. Особенности межличностных отношений (ОМО) для детей. Модификация и критерии анализа: Хузеева Г.Р. Методика направлена на определение особенностей межличностного общения ребенка со взрослыми и сверстниками, отношение к лидерству, субъективное ощущение включенности ребенка в группу сверстников, эмоциональное отношение к сверстникам и взрослым. Методика предназначена для детей от 5 до 10 лет. Даная методика была разработана на основе методике ОМО (Особенности Межличностных Отношений), предложенной Шутцем в 1958 году и предназначенная для исследования взрослых. Шутц предполагает, что в основе межличностных отношений лежат три основные межличностные потребности. Это потребность включения, контроля и аффекта. 1. Потребность включения направлена на создание и поддержание удовлетворительных отношений с другими людьми, на основе которых возникают взаимодействие и сотрудничество. На уровне эмоций потребность включения определяется как потребность создавать и поддерживать чувство взаимного интереса. Это чувство включает в себя: - интерес субъекта к другим людям; - интерес других людей к субъекту. Потребность быть включенным трактуется, как желание нравиться, привлекать внимание, интерес. 2. Потребность контроля определяется, как потребность создавать и сохранять удовлетворительные отношения с людьми, опираясь на контроль и силу. На эмоциональном уровне эта потребность опирается, как стремление создавать и сохранять чувство взаимного уважения, опираясь на ответственность и компетенцию. Это чувство включает: - достаточное уважение по отношению к другим; - получение достаточного уважения со стороны других людей. Поведение, вызванное потребностью контроля, по мнению Шутца, относится к процессу принятия решения людьми, а также затрагивает области силы, влияния и авторитета. Потребность в контроле варьируется в континиуме от стремления к власти, авторитету и контролю над другими до необходимости быть контролируемым, то есть быть избавленным от ответственности. 3. Межличностная потребность в аффекте определяется, как потребность создавать и удерживать удовлетворительные отношения с остальными людьми, опираясь на любовь и эмоциональные отношения. На эмоциональном уровне данная потребность определяется, как стремление создавать и сохранять чувство взаимного теплого эмоционального отношения. Если такая потребность отсутствует, то индивид, как правило, избегает близкой связи. Таким образом, включение можно охарактеризовать словами включение «внутри-снаружи», контроль - «вверху-внизу», а аффекцию - «близко-далеко». Для нормального функционирования индивида, считает Шутц, необходимо, чтобы существовало равновесие между тремя областями межличностных потребностей и с окружающими людьми. На основе этой методики, учитывая особенности общения детей, нами была разработана методика неоконченных предложений для детей.
2. Методика «Картинки» Цель: изучение коммуникативной компетентности ребенка в общении со сверстниками. Стимульный материал: набор тематических картинок. Форма проведения: индивидуальная.